« Назад
Продать себя как горячий пирожок: как специалисту оставаться конкурентоспособным? 21.08.2019 15:18
На 2019 год Россия заняла 18-е место по конкурентоспособности в сфере технологий, 25-е место в сфере больших данных и 28-е место в сфере бизнеса. Такой результат — скорее наследие советской системы образования, когда математике и другим точным наукам уделяли особое внимание, чем заслуга современного российского образования, следует из рейтинга образовательной платформы Coursera.

В целом лидирующие позиции в рейтинге заняли специалисты из Евросоюза: они показали высокий уровень владения навыками, необходимыми для успешной карьеры в сферах бизнеса, новых технологий и больших данных. В топ-10 рейтинга попали Финляндия, Швейцария, Австрия, Швеция, Германия, Бельгия, Норвегия, Нидерланды.
Какие ресурсы на данный момент более дефицитны для Российских работников?
По версии ежемесячного мониторинга экономической ситуации, подготовленного РАНХиГС, выяснилось, что в дефиците для России:
- качественное образование
- высокая оплата труда.
С помощью анкетирования выяснилось, что образование высокого качества имеют лишь 11% респондентов. Еще 34% имеют образование, качество которого можно оценить «выше среднего». Таким образом, более 40% населения вполне конкурентны на рынке труда, но более половины респондентов имеют образование среднего или низкого качества, из-за чего их продвижение гораздо более проблематично.
По специальности или функционально приближающимся к ней профессиям работает 56,8% опрошенных. Невозможность по разным причинам использовать образование в работе объективно снижает стимулы к повышению его качества, отмечает “Деловой Квартал”. При этом образование низкого или среднего качества вынуждает их обладателей выбирать на рынке труда такие специальности, которые не требуют особых компетенций.
Исходя из нашей практики также наблюдаются некоторые тенденции, которые не могут не вызывать опасения.
- Люди с профильным образованием обладают достаточно невысоким уровнем знаний и подготовки – либо на практике выясняется, что к указанной в дипломе деятельности слабо пригодны. Это как раз свидетельствует о качестве образования,о неправильных критериях оценки его практической применимости и уровня закрепления полученных знаний у выпускников. Есть 2 крайности: человек выходит из вуза и либо моментально забывает все, чему его учили, - либо теоретически прекрасно все знает, но в реальности применить свои знания не может.
- Представители некоторых профессий в России сейчас обречены на низкий уровень дохода при работе по специальности – и даже блестящий ум часто ищет себе применение в непрофильной для него области, просто по причине того, что нужно кормить семью. Соответственно, со временем профессиональные навыки теряются, а в новой сфере далеко не факт, что все получится. И начинаются метания и поиски работы по принципу «лишь бы платили».
- Получение высшего образования «для галочки», просто чтобы было. Такие работники (если у них нет колоссальной целеустремленности и четкого понимания собственных интересов и способностей)редко находят свое место на рынке труда, т.к. готовы браться за что угодно, легко меняют профессии. И часто для них удивительно, что после 10 смен вида деятельности за 2 года их не готовы рассматривать ни в одной серьезной компании.
- Отсутствие заинтересованности в том виде деятельности, в котором занят специалист. Неверный выбор профессии либо позднее понимание, что это «не его» приводят книзкой результативности и нежеланию развиваться в профессии. Работа по инерции, по настоянию родственников, по необходимости и жизненной ситуации формирует категорию работников-пофигистов, цель которых – досидеть до конца рабочего дня и больше ничего. Соответственно, устаревает квалификация и через некоторое время такой специалист уже неконкурентен.
Чем можно подытожить и как кандидатам сохранять конкурентоспособность на рынке труда:
- Внимательнее относиться к профориентированию и выбору будущей профессии для школьников. Трезво оценивать то, насколько она будет востребована в будущем и какой доход сможет обеспечивать выпускнику. Причем желательно иметь четкое понимание, сколько он будет зарабатывать на начальном этапе, сколько в перспективе и какие шаги для этого нужно сделать. Завышенные ожидания часто приводят к разочарованию и метаниям из одной крайности в другую.
- Тщательно выбирать вуз и специальность. Ориентироваться в первую очередь на те учебные заведения, у которых современная программа, учтены новые тенденции и есть богатые возможности для практической отработки полученных навыков.
- Если все же оказалось, что Вы не на своем месте! Не нужно пытаться устроиться на ту работу, которую Вы считаете подходящей, не получив даже базовых знаний по профессии. Сейчас масса курсов, вебинаров, онлайн-платформ – учитесь! И, приходя на собеседование, аргументируйте то, что у Вас все получится, не только желанием попробовать, но и знаниями в выбранной сфере, владением терминологиейи пройденным самообучением.
- Учить языки! Сколько бы раз об этом не говорилось, но это так. В современном мире это необходимо для по-настоящему успешной карьеры.
- Постоянно самообразовываться и повышать квалификацию, наращивать свою ценность как специалиста. Мир движется вперед, и если Вы засидитесь на одном месте, то пропустите то, что через год станет обязательным для Вашей профессии. Кроме того, огромный плюс, если Вы изучаете смежные сферы или просто интересные для Вас. Ресурс, который под рукой, - текущая работа. От нее можно получать не толькофиксированную зарплату, но и новые знания и навыки. Для этого достаточно подключаться к интересным задачам и проектам смежных отделов и коллег.
- Адекватно оценивать и аргументировать свои зарплатные ожидания. Оцените рынок, проанализируйте уровень дохода в Вашей сфере и трезво просчитайте, какие Ваши компетенции особенно ценны. От кандидатов «Я просто хочу 80 000 р., потому что у меня кредиты» уже все устали.
Продолжим делиться с Вами тенденциями рынка труда, оставайтесь с нами.
|
Разделы статей
|